— Отличия автоматизированного паркинга от обычных парковок в общих чертах понятны, но если конкретно — что имеется в виду?

— Сначала надо определиться с объектами управления. Есть подземные, многоуровневые, механические паркинги, есть простые открытые парковки, есть, в конце концов, места на обочине у дороги. В нашем случае речь идет об организации дефицитного парковочного пространства на участках проезжей части.

В концептуальном виде система предполагает взаимодействие нескольких объектов: непосредственно парковочных площадок, автовладельцев, контролеров и муниципалитета. Далее возможны варианты в ценовой и временной политике, тарифном плане и формализации действий всех участников.

Принципиальным моментом в создании такой системы является то, что она не потребует разработки дополнительных инструментов управления.

Все будет базироваться на уже существующей инфраструктуре общего пользования — сотовой связи и интернете.

Вся информация будет поступать на единый сервер, там же обрабатываться и храниться.

— И все? А терминалы, системы оплаты, индикаторы?

— Никакие специальные устройства не понадобятся. Главный терминал вы носите с собой. Это мобильный телефон, с помощью которого вы сможете пользоваться парковкой. В больших городах оптимальным способом оплаты парковочного места является снятие средств с персонального счета автовладельца. Удобный вариант, если вы регулярно находитесь в центре города на личном транспорте. Потребуется лишь зарегистрироваться на специальном ресурсе, занести в базу данных номер телефона и машины. Затем, заезжая на парковку, вы набираете короткий номер — обозначаете время прибытия, и еще раз — во время выезда за ее пределы. Система с точностью до минуты рассчитает продолжительность предоставленной услуги и снимет со счета нужную сумму.

Можно и не регистрироваться, но тогда стоимость услуги будет начисляться не поминутно, а по факту въезда. Оплату можно производить через терминалы вроде PinPay Express, набрав номер парковочной зоны и автомобиля; можно с помощью мобильного телефона, отправив смс; можно использовать скретч-карту с защитным слоем, стерев который вы получаете код доступа к услуге.

Вариант оплаты наличными вызывает сомнения по двум поводам — кому и куда будут уходить деньги? Есть подозрение, что город их не увидит.

— А можно добавить опции в существующие в городе транспортные карты и оплачивать ими не только проезд в общественном транспорте, но и парковку?

— Теоретически это реально, но в практическом смысле не совсем удобно. Система управления не исчерпывается инструментами оплаты. Когда мы говорим о городской системе, мы подразумеваем, что муниципалитет сможет увидеть картину в целом: текущую загруженность парковок, динамику спроса, предпочтения в варианте оплаты. Транспортная карта такую информацию предоставить не сможет. На каждой парковке в таком случае нужно будет поставить по специалисту для учета работы площадки.

— Предположим, водитель, сидя дома, отправляет сообщение, то есть фиксирует время «выезда», а машина стоит на парковке еще полдня. Так город тоже вряд ли увидит большие суммы.

— Контролеры должны быть! Если вы стоите на неоплаченном месте, вы попадаете под санкции, определяемые местным законодательством. Проще говоря, вам просто выпишут штраф. Причем не за нарушение правил ГИБДД, не пугайтесь, а за нарушение правил использования парковочных участков города. В случае систематических задержек оплаты, попадете в «черный список».

— Учитывая наличие контролеров, в какой степени предложенная система действительно автономна?

— Система не предполагает наличие специального персонала буквально на каждой площадке. Контролеры в общественном транспорте тоже не на всех рейсах сразу работают. Можно другой аналог привести: знаки, запрещающие парковку автомобиля. Отнюдь не предполагается, что возле каждого такого знака стоит милиционер и не дает вам занять указанное место, но мы знаем — он может подъехать. Вот и контролер может подойти и проверить.

— Что потребуется сделать для перевода действующих парковок в автоматизированный режим?

— По большому счету, ничего. Разве что разметить площадку и поставить информационный щит о режиме ее работы и тарифной сетке.

Важен скорее подготовительный этап. Жителей нужно оповестить о введении в городе новой системы, едином сервере, вариантах его использования, формах оплаты, предоставить какие-нибудь бонусы. Словом, вовлечь людей в процесс. Этот «просветительский» этап может занять несколько месяцев, а может быть, и целый год. Система вводится на территории нескольких районов, а не двух загруженных площадок, из-за которых и огород можно было не городить.

— Во сколько обойдется внедрение системы? Хотя бы на первом этапе.

— По самым общим расчетам, запуск и начальный период функционирования потребуют от 150 до 200 тысяч рублей в месяц. Затраты на информационное сопровождение и работу консультантов — еще 500-600 тысяч рублей. Как видите, суммы не астрономические, тем более система начнет себя окупать.

— Недовольство от автовладельцев не исключаете?

— Конечно. Обычно человек отрицательно реагирует на любое новшество, это нормально. С другой стороны, недовольство водителей проявляется из-за дефицита места на дороге и неудобств при парковке. Система в какой-то степени решит эти проблемы, поэтому, наверное, большинство обрадуется. Мир пришел к автоматизированному управлению десятилетия назад, нас тоже это ждет. Вы же знаете, как все происходит: на Западе что-то придумают, через пять лет это появится в Москве, еще через два-три года дойдет до Сибири. Меняется городское пространство, меняются способы существования. Как говорилось в одной фразе, если вы не испытываете дискомфорт от пришедших изменений, значит они и не приходили.


Статья размещена на сайте Сиб.фм, постоянная ссылка: http://sib.fm/interviews/2012/09/06/vas-zdes-ne-stojalo